В Ратуше обсудили вопросы строительства социальной инфраструктуры в Казани

В мероприятии участвовали главный прокурор Татарстана Илдус Нафиков, прокурор города Казань Олег Дроздов и мэр Ильсур Метшин.
В Ратуше обсудили вопросы строительства социальной инфраструктуры в Казани
Собрание в ратуше. Источник: kzn.ru Автор фото: Денис Гордийко

Казань, 29 августа - DIXINEWS.

Вопросы строительства социальной инфраструктуры в Казани обсуждали накануне в Ратуше на совещании с участием прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, прокурора Казани Олега Дроздова, Мэра города Ильсура Метшина, депутата Государственной Думы России Ильи Вольфсона, а также представителей компаний-застройщиков.

 
Открыл совещание Илдус Нафиков. Он отметил, что в Казани активно ведется застройка многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, однако строительство социальных объектов идет более медленными темпами. Наиболее острым остается вопрос нехватки дошкольных и общеобразовательных учреждений. Только в 2021-2022 гг. с учетом объема вводимого в эксплуатацию жилья дефицит мест в школах составил почти 12 тысяч, в детских садах – около шести тысяч. Илдус Нафиков предложил обсудить меры, которые необходимо принять на законодательном уровне, чтобы избежать этого дисбаланса.

«Такой конструктивный диалог очень важен, он помогает участникам совещания решать общую проблему каждому на своем направлении, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», – подчеркнул Илдус Нафиков.

 
Ильсур Метшин отметил, что федеральным правительством поставлена задача до 2030 года построить в России 1 млрд кв.м жилья. Если раньше Татарстан строил 2 млн, то сейчас в ближайшие годы необходимо выйти на 3 млн, из которых 1 млн 250 тыс. кв. м – в Казани. Город перешел к комплексному освоению территории, яркий пример – ул. Портовая, где в течение 10 лет планируется построить 1,5 млн кв.м жилья. Изначально вся необходимая инфраструктура уже заложена в проект планировок, аналогичные документы разработаны для территории вдоль Вознесенского тракта, ряда других районов. Проблемы возникают в активно развивающихся или уже застроенных ИЖС поселках, а также на границе с Казанью, поскольку активная застройка в соседних районах создает неравномерную нагрузку на социнфраструктуру.

За последние 15 лет Казань среди городов-миллионников по вводу жилья занимает 5-6 места. Однако по количеству созданных мест в таких объектах социнфраструктуры, как детские сады и школы – первое место. Об этом сообщила заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова.

 
Докладчик выделила несколько основных проблем. Так, федеральное законодательство не увязывает напрямую строительство жилья с наличием социальных объектов. Значит, муниципальные власти не могут отказать застройщику в выдаче разрешения на строительство только на том основании, что на территории не предусмотрено достаточно детских садов и школ.

 
Не позволяет федеральное законодательство и изымать земельные участки под строительство соцобъектов, что было бы актуально для районов с уже сложившейся застройкой.


Дополнительный пласт проблем возникает в поселках. В 1998 году в границы Казани были включены 14 поселков, в 2007 году – еще 7 (Салмачи, Вишневка, Константиновка, Самосырово, Чебакса и др.). Земельные участки в них уже были распределены между частными лицами. Кроме того, постановка на кадастровый учет участков по ранее выданным документам продолжалась еще более десяти лет по дачной амнистии без учета мнения города. В результате сегодня на этих территориях практически нет места для полноценных дорог и сложно найти свободный участок под школы.

 
Кроме того, не всегда можно ориентироваться на так называемый радиус доступности, поскольку родители нередко отдают своих детей в конкретные специализированные школы, по определенному профилю, то есть не ориентируются на школы по месту жительства. Скорее наоборот, часто выбирают учебное заведение ближе к месту работу.

 
Илья Вольфсон выделил две основные причины, из-за которых строительство соцобъектов ведется с отставанием. Первая – нет подходящих земельных участков. Такая проблема возникает, как правило, в районах со сложившейся застройкой.

 
«Решением тут может стать расширение перечня объектов, под строительство которых допускается изъятие земельных участков, объектами социальной инфраструктуры. Разумеется, в первую очередь должны быть защищены права и интересы самих граждан. Зачастую собственники сами заинтересованы в том, чтобы продать свой участок, ставший нерентабельным, муниципалитету – в нормальной ситуации покупателя на него просто нет. Однако сегодня нет законной процедуры, которая позволит провести такой выкуп и сформировать земельный участок, необходимый для строительства», – отметил депутат Государственной Думы РФ.

Вторая причина – нехватка средств, что в свою очередь складывается из двух проблемных вопросов.

 
Так, к существенному удорожанию строительство детских садов и школ привели новые нормативы. В качестве примера были приведены увеличившаяся ширина технических помещений, коридоров, появление дополнительных комнат. В результате, по данным Комитета по строительству и ЖКХ Госдумы, стоимость строительства детсадов в Татарстане за три года из-за этого выросла на 40-50%. Кроме того, растут издержки и на их содержание. По словам депутата, в Госдуме и Минстрое РФ есть понимание о том, что эти нормативы избыточны и нормы будут разумно пересмотрены.

 
Еще одно предложение Ильи Вольфсона касалось источника финансирования строительства. Так, депутат предложил разрешить застройщикам в качестве альтернативы проектному финансированию и эскроу-счетам работать со средствами дольщиков по спецсчетам, например, в казначействе, при условии, что застройщик за счет собственных средств строит в регионе школы и детсады или финансирует проведение капитального ремонта в требующего этого учреждениях. Источником финансирования в этом случае стали бы средства, которые застройщик сегодня направляет на погашение процентной ставки банкам.
Представители прокуратуры также прокомментировали проблемы и высказали готовность поддержать инициативы, направленные на решение проблем со строительством социальных объектов.
Своими мнениями поделились руководители таких компаний, как «Унистрой», «Сувар-Казань», «СМУ-88», «Ак Барс Девелопмент».

 
В завершении совещания отдельные предложения было поручено детально проработать для вынесения на рассмотрение федеральному законодателю.

 
Участие в совещании также приняли заместители прокурора Татарстана Ильнур Ибрагимов и Александр Чеховской, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Татарстана Александр Цеханович, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Татарстана Марат Шараев, а также первый заместитель Главы муниципального образования города Денис Калинкин, Руководитель Исполкома Рустем Гафаров, первый заместитель руководителя Исполкома по градостроительной политике Азат Нигматзянов, заместители руководителя Исполкома Игорь Куляжев, Искандер Гиниятуллин, начальник управления архитектуры и градостроительства Андрей Лобов и другие.


В Казани в жилых домах отопление появится в ближайшее время